среда, 21 марта 2012 г.

Грузовик - Робот


В АР № 20, 2004 была опубликована статья «Я, робот» — об экспериментальном грузовике Oshkosh TerraMax, который ездит без водителя. Затем на свет появился второй экземпляр, а вместе с ним и статья «Я, робот-2» (АР №23, 2005). В прошлом году была построена третья по счету машина...

Научно-исследовательское агентство армии США (DARPA) продолжает усиленно работать над созданием беспилотных автомобилей. Ведь к 2015 году запланировано оснастить ими американскую армию!
Первые соревнования автомобилей-роботов состоялись в 2004 году, затем прошла гонка по пустыне Grand Challenge-2005... А на осень 2007 года­ организаторы запланировали проведение городских соревнований Urban Challenge. Чтобы подогреть энтузиазм участников, увеличили призовой фонд: победителю было обещано два миллиона долларов, тому, кто займет второе место, — миллион, третьему — пятьсот тысяч.
В 2005 году маршрут проходил по пустыне в штате Невада...
Об участии заявили 89 команд (как правило, с легковыми машинами или же роботами фантастического вида). Производитель грузовиков, как и прежде, участвовал только один — Oshkosh.
Здесь построили уже третий по счету беспилотный грузовик TerraMax, только не трехосный, как раньше, а более компакт­ный двухосный — на базе модели MTVR 4х4. Чтобы облегчить движение по городским улицам, грузовик сделали полно­управляемым (это оказалось несложно, поскольку передняя и задняя подвески MTVR унифицированы). Компания Teledyne (бывшая Rockwell Scientific) написала новое программное обеспечение, университет Обурна доработал систему навигации, университет из итальянской Пармы изготовил новые «органы чувств» — видеокамеры с круговым обзором, лазерные дальномеры и ультразвуковые сонары. А исполнительные механизмы для управления двигателем, КПП, тормозами и рулем остались теми же, что и на прежних машинах.
Испытания прошли отлично, а затем команда сумела преодолеть отборочные туры и вместе с десятью другими (из 89 подавших заявки) вышла в финал. Один из руководителей компании Oshkosh даже поспешил заявить, что «TerraMax оказался самым безопасным среди всех участников». Лучше бы он промолчал!
Местом проведения финальной гонки выбрали армейский тренировочный центр в Калифорнии. На его территории расположен городок Викторвилль, в котором есть все, что полагается: здания, дороги, развязки, стоянки. Нет только одного — жителей. Этакий учебный макет в масштабе 1:1...
За шесть часов роботы должны были накрутить по безлюдному городку 88,5 км, а максимальную скорость ограничили отметкой 48 км/ч. При этом было предписано строго выполнять правила движения: включать поворотники, останавливаться перед светофорами и т.д. А чтобы усложнить задачу, на улицы выпустили полсотни легковушек — уже самых обычных, «человекоуправляемых».
...а в 2007-м — по бутафорскому городку. На снимке TerraMax пропускает легковушку с водителем
За каждым роботом пустили судейский пикап с аварийной радиокнопкой — на случай, если «подопечный» начнет вести себя неподобающим образом. Как оказалось, не зря!
Не успели роботы стартовать, как несколько из них умудрились создать первую в мире «роботизированную» пробку. Еще два не разъехались на круговой развязке. А TerraMax уверенно катил по трассе. Но через два часа после старта навигационная система дала сбой: как указано в официальной пресс-информации, 11-тонный грузовик «поехал в направлении фиксированной структуры». Проще говоря, попытался протаранить столб бутафорского обменника валюты на центральной площади. На этом гонка для него закончилась...
Между прочим, во время первой гонки в 2004 году TerraMax (тогда еще трехосный) тоже сошел с трассы и принялся крушить ее ограждение. Еще раньше, во время отборочного заезда, грузовик въехал в заднюю дверь минивэна, неосторожно припаркованного около трассы... В 2005 году обошлось без аварий, Oshkosh добрался до финиша, но не уложился в отведенное время.
А вывод не слишком оптимистичный: грузовики-роботы только учатся ездить. И научатся ли — непонятно.
Еще в 2004 году самый первый TerraMax «въехал» в минивэн Финиш у столба здания

f725924c44f31406b8f1cef1c538794b

Комментариев нет:

Отправить комментарий